Сокровище Стрелки. Портовые склады оказались уникальными сооружениями XIX века

Старинным зданиям на волжском берегу необходима защита
Замечательное открытие сделал нижегородский архитектор Денис Плеханов, изучив фотографии двух складов Нижегородского порта, расположенный на берегу Оки. Изучив архивные чертежи и фотографии, нижегородец смог доказать, что эти здания были построены ещё в XIX веке и входили в комплекс грандиозной Всероссийской производственно-художественной выставки 1896 года.
Денис Плеханов

Чудесная "начинка"

О своем открытии Денис Плеханов рассказал 21 октября на пресс-конференции в Нижнем Новгороде. Он сообщил журналистам, что заинтересовался складами, просматривая фотоотчет с экскурсии в Нижегородский порт, которая прошла в начале месяца в рамках Дней архитектуры. Приглядевшись к снимкам, сделанным внутри складских помещений, Денис Плеханов обратил внимание, насколько красивы инженерные сооружения, и предположил, что созданы они были не в этом веке и совсем не для склада.

Архитектор провел собственное исследование. Рисунок конструкции, материал, из которого она была выполнена, технология изготовления (клепанные соединения) позволили ему датировать сооружение второй половиной XIX века. Именно тогда подобные конструкции получили распространение, став символом технического прогресса. «Характер и размеры внутреннего пространства зданий, с его открытостью, говорили о том, что изначально это были общественные сооружения», - добавил нижегородец. Он предположил, что пакгаузы были связаны XVI Всероссийской производственно-художественной выставкой, которая прошла в Нижнем Новгороде в 1896 году.

В ТЕМУ: "Семь смертных грехов Мундиаля". Чем плох ЧМ-2018 для Нижнего Новгорода

Денис Плеханов

Чтобы найти доказательства своего предположения, Денис Плеханов изучил архивные фотографии и планы выставки, сопоставил их с современными постройками и установил «поразительное сходство» между снимками центрального здания выставки и существующими пакгаузами. Обнаружились и некоторые расхождения.

Изначально центральное здание выставки состояло из восьми корпусов, радиально расположенных вокруг концентрического двора. Каждый корпус состоял из трех нефов (вытянутых прямоугольных помещений) и имел несколько пролетов. Средний неф был в два раза выше. Главный, входной павильон имел пять пролетов (в нем располагался мануфактурный отдел), остальные семь – по четыре. На боковых фасадах павильонов имелись фронтоны. Здания современных складов асимметричны и имеют центральный неф и один боковой. Вместе с тем, сохранились боковые фронтоны, которые позволили идентифицировать эти корпуса.

Косвенное подтверждение, что это именно те здания, которые сейчас стоят на Стрелке, архитектор нашел на фотографиях известного нижегородского фотографа Максима Дмитриева (рубежа XIX-XX века). На них запечатлен павильон с надписью «Русь» на крыше. «Русь» - название пароходного товарищества, которому в свое время, по-видимому, принадлежал этот пакгауз. Выставочное здание было остеклено. При использовании в качестве склада оно было обложено кирпичом», - пояснил Денис Плеханов. На более поздних фотографиях - снимках города Горького, сделанных в 1943 году с немецких самолетов, - нижегородец увидел, что павильоны стоят уже выше по течению Волги и перпендикулярно реке. Павильон, который стоял ближе к Волге, имел пять пролетов. Павильон, стоявший за ним, - четыре пролета. «Это были части центрального здания. Судя по всему, после проведения выставки эти павильоны выкупили, перенесли на Стрелку, но в процессе переноса некоторые конструктивные части были утрачены», - пояснил Денис Плеханов.

Фрагменты великого прошлого

Денис Плеханов

«Это необычная инженерная культура, сейчас никто так не проектирует», - заявила нижегородский краевед, историк Татьяна Виноградова, комментируя «находку» Дениса Плеханова. Нижегородка обрисовала исторический контекст, частью которого была Всероссийская выставка 1896 года.

По словам краеведа, с 20-х годов XIX века Россия была включена в глобальный процесс: во всех развитых странах проводились национальные, всемирные выставки, и наше государство не было исключением. Проведение крупных международных мероприятий, на которых страны рассказывали о собственных достижениях в сфере науки, промышленности, искусства предполагало создание уникальных архитектурных сооружений. Так, для Всемирной выставки в Париже 1889 года была построена Эйфелева башня. Она венчала вход на Марсово поле. «Выставки организовали в разных частях мира, - добавляет Татьяна Виноградова. - Так, Владимир Шухов посетил выставку в Филадельфии, посвященную 100-летию Америки».

Выставки нашей страны проходили либо в Санкт-Петербурге, либо в Москве. В 1882 году очередная экспозиция была представлена в Москве. На выставке демонстрировались достижения страны, сделанные в эпоху Александра II. О том, чтобы в 1896 году мероприятие такого масштаба состоялось в Нижнем Новгороде, город обязан министру финансов Сергею Витте. Он дал такой совет императору, который подписал соответствующий указ.

Денис Плеханов

Выставке 1896 года был посвящен иллюстрированный календарь, созданный дедом Татьяны Виноградовой Василием Ивановичем Виноградовым. У календаря имелось приложение с массой полезной информации об организаторах выставки, архитекторах, проектировавших её, с описаниями каждого павильона и копиями чертежей.

Татьяна Виноградова отметила, что для сокращения строительных расходов при организации выставки власти решили перенести из Москвы круглое центральное здание, которое осталось там после 1882 года. Здание состояло из железного корпуса, обшитого деревом, имело форму замкнутого кольца, внутреннее пространство которого было занято садом. «Выставочный комплекс состоял из восьми павильонов. Они были расположены радиально и соединены концентрическими галереями по внутренней и внешней окружности, - процитировала нижегородка своего деда. - В павильонах были размещены экспонаты горного промысла, изделия из волокнистого материала, фабричного, заводского и ремесленного производства».

В сравнении с новым строительством перенос здания, включая разборку в Москве, доставку и сборку в Нижнем Новгороде, давал экономию в размере 300 тысяч рублей. «Выставка 1896 года вошла в историю как великая всероссийская выставка. Россия была представлена во всем могуществе», - подчеркнула нижегородка. По мнению Татьяны Виноградовой, архитектурные сооружения необходимо сохранить, поскольку их культурная и историческая значимость неоценимы.

В ТЕМУ: Парк вместо порта и стоянка на набережной. Как переделают Стрелку

Текст: Галина Малова.

Оцените работу журналиста: