Слышь, иди-ка ты… Или куда обычно посылают застройщики инвалидов по слуху.

Что говорить, людям с нарушением слуха в жизни нелегко приходится: сходить в больницу, магазин, на почту… Прямо скажем, не везде готовы радостно и с удовольствием принять слабослышащего (а то и глухого) клиента. И представить страшно, что происходит, когда инвалиды по слуху сталкиваются, например, с куплей-продажей квартиры. В таких случаях и слышащий-то не сразу, а то и вовсе не разберется в деталях и «подводных камнях» договоров, ставок, процентов, обязательств. Что уж говорить об инвалидах по слуху.

Однако в последнее время тема стала куда острей и актуальней. С чего бы вдруг? Да с того, что многие из этой категории граждан руками-ногами схватились за возможность (не исключено, что единственную в жизни) купить квартиру по госпрограмме «Жилье для российской семьи» - пусть скромную, эконом-класса, но за вполне адекватную цену – 35 тысяч за «квадрат». С одной стороны, вроде бы все складывается – инвалидность по слуху обеспечивает возможность участия в программе. С другой стороны, перед инвалидом встает практически непосильная для него задача – чтобы стать участником программы ЖРС, нужно обойти немного, но все же обязательных, инстанций. Например, администрацию и ЖЭК. Из телевизоров нас бодренько призывают: мол, идите-спрашивайте – вам с удовольствием все расскажут… А попробуйте рассказать – глухому(!) об особенностях программы ЖРС?

Обзвонила десяток нижегородских застройщиков. Ощущение от ситуации печальное: сурдопереводчиков нет. Многие застройщики с энтузиазмом рапортуют: «Проблем не видим. Приводите. Объясним-расскажем-покажем-напишем. Они глухие, но читать-то могут!» Читать – конечно. Но при общении с таким клиентом важно знать, что у людей с нарушением слуха, как правило, возникают проблемы с грамотным (в понимании слышащих людей) изложением мыслей. Дело в том, что глухие и слабослышащие «думают» образами. Каждый жест означает слово, действие или словосочетание. Склонения, спряжения, падежи в данном случае совсем не актуальны. А стало быть, слабослышащие ими обычно не владеют. Более того, глухие, как правило, не понимают значения некоторых «заумных» слов. Обычно сурдопереводчики пересказывают, разъясняют, передают своими словами трудные для восприятия глухих понятия. Диалог бывает примерно такой: «А платежи у вас - аннуитетные», а он тебе: «Нет такого слова!» Так что договор такой клиент не подпишет, пока не получит понятного ему разъяснения от хорошо знакомого переводчика, который грамотно разъяснит ему все детали. Да и заодно проследит, чтобы подопечного случайно или «случайно» не дезинформировали.

Кстати, о сурдопереводчиках. В России на тысячу глухих приходится три сурдопереводчика (в Финляндии, для сравнения, - 300). При этом каждый гражданин России с инвалидностью по слуху имеет право на сурдоуслуги (при условии постановки на учет в соответствующих органах). Внимание! В течение года ему положено… 40 часов бесплатного сурдоперевода. То есть в среднем каждый глухой может «говорить» с помощью социального переводчика около семи минут в день. Вот и выбери, на что эти минуты потратить: на школьное собрание к ребенку сходить или на обучение (например, в автошколе); сходить в Сбербанк за карточкой или в ЖЭК за субсидией. Хочешь общаться больше – пожалуйста, за отдельную плату: 300-350 руб. в час. Говорят, есть процедура возврата потраченных денег, но она непростая и, что хуже всего, продолжительная по времени.

А между тем напомню, что право на получение информации закреплено Конституцией РФ. «Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации» - так гласит ст. 14 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

К сожалению, «обзвон» застройщиков выявил неутешительную ситуацию по этому вопросу: во всей Нижегородской области есть только один (!) офис застройщика, который обслуживает людей с нарушениями слуха, предоставляя бесплатного сурдопереводчика, – автозаводский офис ЖК «Окский берег». Остальные рекомендуют следующие варианты:

- «Обращайтесь в администрацию – ведь это вопрос соцзащиты»;

- «А найдите сами сопровождение глухому и приходите к нам»;

- «У нас работает глухая уборщица, она вам поможет в переводе. Вот только вам надо попасть в её смену!» (Такой «оригинальный» ответ пришел от менеджера одного из самых крупных застройщиков Нижнего);

- «Пусть приходит! Не видим проблемы»
По сути, именно в этом и проблема, что никто не видит проблемы в существующей ситуации. А надо бы…

Дарья Белкина