Новостройки в Шуваловской промзоне. Городская "язва" станет привлекательной?

Участок на границе трех районов изменится к 2030 году
Стадион, храм, новые детские садики, школа и автомагистраль непрерывного движения... В конце декабря 2014-го Институт развития города «НижегородгражданНИИпроект» представил проект планировки и межевания территории Шуваловской промзоны. В будущем проблемная территория должна преобразиться и «обрасти» новым жильем.

На территории Шуваловской промышленной зоны находится несколько десятков коммунальных и промышленных предприятий. Полигон ТБО, расположенный в районе Шуваловского канала, был официально закрыт в 1983 году, однако туда до сих пор регулярно выезжают машины МЧС: тушить горящую свалку, которая продолжает расти. Проблема усугубляется тем, что в районе промзоны находится жилье, и при соответствующем направлении ветра люди дышат гарью. Шуваловская промзона давно заслужила наименования главной городской "язвы".

На заседании Градостроительного совета Нижегородской области 29 декабря начальник отдела генеральных планов «НижегородгражданНИИпроекта» Владимир Парфенов представил проект развития территории – с учетом её непривлекательных особенностей.

Проектируемый участок площадью 741 га ограничен улицами Удмуртской, Пермякова (с восточной стороны), а также железнодорожными путями (с западной стороны). Его можно поделить на несколько зон. Первая – автотранспортные и промышленные предприятия, склады и гаражи. Вторая - жилая застройка в границах улицы Пермякова, Удмуртской, проспекта Бусыгина. Третья - природный комплекс с Шуваловским каналом, озерами, с заболоченными, покрытыми лесом участками. Четвертая – объекты с большой санитарно-защитной зоной (СЗЗ): законсервированная свалка ТБО, закрытое кладбище «Красная Этна» (СЗЗ – 100 метров), крупные промышленные предприятия (к примеру, асфальтобетонный завод, у которого СЗЗ – 500 метров). Кроме того, есть зона акустического дискомфорта (на карте отмечена буквами Б, В и Г) взлетно-посадочных направлений аэродрома.

Следуя генплану, проектировщики поделили 741 га следующим образом. Западные участки они решили отдать под развитие производственно-коммунальных объектов с сокращением санитарно-защитной зоны. «В проекте предусмотрено сокращение вредного воздействия на окружающую среду. К примеру, котельная переводится с мазутного топлива на газ. Санитарно-защитная зона сокращается до 50-ти с 300 метров и так далее», - рассказал архитектор.

Места с водоемами (озерами, каналами) будут благоустроены для отдыха и занятий спортом (в проекте указан крытый спортивный стадион у озера в микрорайоне Северном). «Застройка будет сформирована таким образом, чтобы максимально сохранить водные объекты с созданием озелененных территорий: парков, скверов и бульваров, - пояснил Владимир Парфенов. - В каждом появятся общественные зоны: храм, спортивная площадка, школы, детские сады». Очевидно, что район, в котором так много водных объектов, требует обновления инженерной защиты, создания новых водоотводных, дренажных сооружений. Шуваловский канал очистят от мусора.

Горящая "Шуваловская свалка"

Территория жилищного строительства будет увеличена. Квартал в районе проспекта Бусыгина с девятиэтажными домами будет достроен и завершен. Жилая усадебная застройка по улице Магистратской дополнится блокированной малоэтажной застройкой в районе озера №1 поселка Парижской коммуны. Согласно проекту, в указанных границах будет построено 210 тысяч кв.м. нового жилья. Население вырастет до 8600 человек. Общее количество мест в дошкольных учреждениях составит 470, в школе – 1420. В новой поликлинике будут принимать до 30 человек в смену.

Новое строительство потребует обновления транспортной схемы. В районе Шуваловской промзоны появится магистраль непрерывного движения (на схеме – темно-серого цвета), которая соединит улицу Новикова-Прибоя и Московское шоссе. «Предлагается сделать развязки таким образом, чтобы без светофоров двигаться по всем направлениям движения, в том числе на пересечении с улицей Удмуртской и Новикова-Прибоя», - объяснил Владимир Парфенов. Кроме того, будет реконструирована и модернизирована улица Пермякова (с выходом на Керженскую) и ряд районных магистралей – в том числе для развития общественного транспорта (автобусов).

Проект рассчитан на период до 2030 года. Планируется, что первая очередь строительства будет реализована до 2020 года. «Проект прошел все согласования, получил положительное заключение, неоднократно рассматривался в городском департаменте градостроительства и архитектуры», - подчеркнул Владимир Парфенов. По словам архитектора, первая очередь строительства предусматривает рекультивацию свалки ТБО и перенос станции снеготаяния. После этого можно будет начинать жилищное строительство.

Участники Градостроительного совета в целом одобрили проект. Вместе с тем, ряд вопросов вызвало блокированное малоэтажное строительство. Учитывая расходы на благоустройство территории, инвестор может задуматься о том, чтобы компенсировать их высотным строительством. «Подход по блокированным домам себя оправдывает. В «Окский берег» инвестор вел коммуникации. И нижегородцы покупают там жилье, и цена получилась до 48 тысяч рублей за 1 кв.м., - заверил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. - С городом надо будет поработать над свалкой ТБО, благоустройством кладбища. А на территории [коммунальных предприятий] должно быть современное производство».

В ТЕМУ: Парк вместо порта и стоянка на набережной. Как переделают Стрелку

Оцените работу журналиста: