Московский вокзал будущего: квартал из XIX века и сверхновая ВСМ

Машины разместятся в многоэтажных парковках
Институт развития города «НижегородгражданНИИпроект» описал, как станет выглядеть территория в районе Московского вокзала в ближайшие годы. Проект планировки одного из важнейших мест Нижнего Новгорода должен увязать воедино прекрасное прошлое города и его блестящее будущее.

А сделать это будет весьма непросто, учитывая инвестиционный потенциал этой территории и обилие старых домов XIX века, которые сохранились в районе железнодорожного вокзала. Нижегородский цирк, Центральный рынок, крупный пересадочный узел, несколько торговых центров – точки притяжения жителей города и многочисленных приезжих, туристов. Проект планировки территории площадью 95,5 га в границах улицы Июльских дней, площади Революции, Совнаркомовской, Бетанкура, а также набережных Оки и Волги в Канавинском районе Нижнего Новгорода был представлен в августе на Градостроительном совете Нижегородской области. Представлявший его главный архитектор «НижегородгражданНИИпроекта» Юрий Карцев отметил, что проект уже рассматривался в мае и получил ряд замечаний, в частности, о дополнении объема композиции высотным акцентом, учете сложного характера застройки по улице Литвинова, а также организации пешеходных зон на участке от площади Революции до набережной реки Оки. В новом варианте все они были учтены.

Старое Канавино

Квартал в границах улицы Марата – Приокской – Чкалова – это историческая часть Нижнего Новгорода, территория «Старое Канавино», которую архитекторы предлагают сохранить и трактовать как особую, «заповедную» зону, оставив высотность старых зданий. По словам Юрия Карцева, сетка улиц сохранилась с XIX века: улица Советская (Московская), улица Марата, улица Алеши Пешкова, связанная с пребыванием Максима Горького. Это видно на плане города 1853 года. Здания, расположенные на территории Старого Канавина, находятся разном состоянии, но основная часть требует ремонта.

«Мы считаем, что если их привести в порядок, то это место, действительно, станет привлекательным для жителей города и туристов», - отметил Юрий Карцев. В историческом квартале можно воссоздать среду столетней давности: вымостить улицы брусчаткой, восстановить фасады зданий. Улица Алеши Пешкова, а также улица Вокзальная (на участке от площади Революции до набережной Оки) и Даля (от Нижегородского цирка до набережной) станут пешеходными. Архитекторы предлагают разработать зону охраны памятников, документально затвердить территорию как историческую.

Плавное окружение метромоста

После строительства метромоста вблизи него остались пустые, неорганизованные участки. Архитекторы предложили построить новые здания вдоль дороги, ведущей с метромоста на Московское шоссе, как бы обозначая направление магистрали. С одной стороны будут здания семи этажей, с другой – «отдельные высотные акценты» 18-ти этажей. В зданиях будут расположены и гостиницы, и жилые дома, но в основном - объекты общественного назначения.

В ТЕМУ: Зеленый квартал на Генкиной. На месте старых домиков вырастут высотки

В ходе перепланировки улицы Марата и Литвинова обретут статус городских магистралей. Улица Литвинова будет застроена зданиями 7-4 этажей (в первом варианте проекта была высотность была больше: 10-6 этажей) с фасадами, обращенными к проезжей части. В будущем она сослужит городу большую роль, поскольку будет вести через территорию автостанции (её снесут) и улицу Бетанкура на Мещерское озеро, улицу Акимова, к футбольному стадиону. Следом за улицей Марата преобразится и набережная Оки: она станет полноценной пешеходной зоной. Улица Чкалова также будет благоустроена. На ней появятся отдельные парковки и остановки общественного транспорта.

Учитывая большую транспортную загрузку территории, в том числе строительство высокоскоростной магистрали, архитекторы предложили построить несколько многоэтажных парковок. В первых этажах будут находиться предприятия для обслуживания населения, на остальных парковки, которые обеспечат потребности в машиноместах и рынка, и вокзала, и торговых объектов, которые существуют поблизости. Новое строительство предполагает минимальное количество жилых площадей (порядка 59 тысяч кв.м.) и большую долю – общественных (порядка 300 тысяч кв.м.). Вместе с тем, нормативы по обеспеченности социальными объектами будут выполнены.

История или финансы

Разрабатывая новый проект, специалисты «НижегородгражданНИИпроекта» отказались от варианта, который был привлекательнее для инвесторов, но предполагал активный снос домов. В «инвестиционном» проекте предполагалось строительство больших массивов новых зданий, замену ветхого жилья. «Памятники в любом варианте будут сохранены (их на всей территории около 26, в том числе связанных с революцией 1917 года)», - уточнил Юрий Карцев.

Статус «Старого Канавина» председателя Градостроительного совета, губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева особенно заинтересовал. Он несколько раз спросил, каким именно образом этот статус закреплен. Ознакомившись с современными фотографиями квартала, он заключил: «У нас, понятно, есть памятники, которые по охранным договорам надо привести в порядок. Есть места, где здания уже невозможно сохранить, они аварийные. Там нужны новоделы с хорошими фасадами, чтобы они повторяли архитектурные особенности и красоту. Взамен устаревшего ветхого фонда построить что-то, не выходящее за пределах существующих построек, чтобы потом к этому кварталу определенное количество времени не подходить совсем».

Архитектор, член совета Александр Дехтяр пояснил, что историческая территория «Старое Канавино» была установлена в 1997 году и не имеет серьезных ограничений для нового строительства. «Это было сделано для того, чтобы… если в процессе её использования потребуется сохранить ценные дома, предварительно сделать какие-то обмеры, - пояснил он. - В 2005 году был разработан опорный план, который не определил, по сути дела, ценность застройки, составив небольшое количество памятников. На всей территории их всего семнадцать. Если говорить об этой небольшой территории, которую предлагается сохранить, их всего два: на Алеши Пешкова и на Коммунистической». Он уточнил, что это современный подход: не устанавливая жесткого статуса охранной зоны, «где ничего нельзя», в рамках проекта ввести регламенты, правила.

Комментируя проект, главный архитектор Нижнего Новгорода Виктор Быков отметил, что горожан нельзя «отрезать» от воды: у них должна быть возможность гулять по набережной реки Оки, выходить на неё через подземные, надземные переходы по улице Марата. Член Градостроительного совета Анна Гельфонд назвала пешеходную зону достоинством проекта и добавила, что выходы на набережную должны быть расположены в соответствии с композицией территории; вопросы коммуникаций нужно продумать далее (к примеру, обустройство стоянки речных трамвайчиков). Другие участники совета также отметили необходимость «собрать высотный силуэт» территории, создать образ «ворот», ведущих в город, гармонично соединить историческую застройку и новое строительство (в районе магистрали). По мнению архитекторов, в перспективе можно будет подключить к пешеходной зоне остров (Гребневские пески), чтобы «выводить» прогуливающихся по набережной на мост. В целом участники совета одобрили проект, рекомендовали взять его за основу для дальнейшей доработки.

В ТЕМУ: Вечное уныние или вечный праздник. Какая судьба уготована Нижнему Новгороду?

Оцените работу журналиста: