Мода на большие размеры. Почему в Нижнем Новгороде так много ТЦ?

В Америке один гипермаркет охватывает десятки тысяч человек
Этим летом Нижний Новгород в очередной раз вошёл в топ рейтинга российских городов-миллионников с большим количеством торговых площадей. Для рядового нижегородца это уже не новость. А вот жителю Америки большое количество ТЦ бросается в глаза. Почему?
Гипермаркет Macy's в Нью-Йорке. Фото: Mike Strand/wikimedia

По данным международной консалтинговой компании Colliers International, лидеры по обеспеченности коммерческими площадями – Екатеринбург (624 кв.м на человека), Самара (567 кв.м на человека) и Нижний Новгород (544 кв.м на человека). Из списка исключены коммерческие «гиганты»: Москва и Санкт-Петербург.

У нижегородцев новость об открытии нового торгового центра вызывает, с одной стороны, интерес (вдруг это что-то новое), а с другой – раздражение. В настоящее время торговые центры, подобно отделениям «Почты России», есть практически в каждом микрорайоне.

Множество зданий (помпезных, броских и не очень выразительных, но весьма внушительных по габаритам) наполнены только частично. Яркий пример «полуживого» торгового центра – ТЦ «Индиго» в Нижегородском районе, ТЦ «Новая эра» и ТЦ «Сокол» в Московском районе. Напрашивается вопрос: нужно ли такое количество пустующих торговых площадей?

Корреспондент NN.RU обсудил эту тему с 35-летним бизнесменом Александром Ивановым (фамилия изменена), который 20 лет прожил в Штатах и там начал заниматься коммерцией. По словам нижегородца, такого количества ТЦ на душу населения в Америке нет и, пожалуй, никогда не будет. Стране с развитой экономикой многочисленные, но пустующие «дома торговли» просто не нужны.

Главный деревенский гипермаркет

«В США количество торговых центров в расчёте на квадратный километр существенно меньше, чем в России. К примеру, в Нью-Йорке – городе, где живёт 12 миллионов человек, - всего несколько больших ТЦ. Но существует много магазинчиков с разным ширпотребом: одеждой, вещами и прочим», - отмечает нижегородец.

Вместе с тем, крупные торговые центры есть не только в Нью-Йорке. Они везде, даже в самой глухой деревне. Разница в том, что в Америке один ТЦ может находиться в окружении нескольких населённых пунктов. «Объект типа «Неба» могут построить среди пяти-шести посёлков населением 10-15 тысяч человек каждый. В Штатах торговые центры имеют иную конструкцию: они не высотные, а более плоские, в один-два этажа», - отмечает Александр Иванов.

Заброшенных моллов в Америке не увидишь. «Их там практически нет – разве что в моногороде, который вымирает. Редко вообще встретишь магазин, который не работает. Обычно если кто-то съехал, уже делается ремонт для «заселения» следующего арендатора», - подчёркивает нижегородец.

Нет договоров – нет стройки

В Нью-Йорке очень дорогая земля – каждый новый проект досконально просчитывается «Прежде чем строить, инвестор общается с владельцами разных крупных торговых сетей: мол, хотите ли вы у нас торговать? Когда они дают согласие, обговаривают стоимость аренды и заключают договоры на 70% площадей, начинается строительство», - рассказывает Александр Иванов.

Нижегородец работал в магазине Radioshack (компания имеет более тысячи точек по стране). «Арендная плата небольшого помещения (60-100 кв.м) составляла порядка 45 тысяч долларов в месяц. Ещё 10 тысяч долларов в месяц стоило электричество. А ещё страховка, зарплаты сотрудникам и так далее. Мой магазин работал в убыток, но компания платила за присутствие бренда в каждом из ТЦ (или молла) Нью-Йорка», - рассказывает горожанин.

Как отмечает нижегородец, в Штатах во всех гипермаркетах набор арендаторов примерно одинаков – это крупные сетевые магазины. «Разнообразие было в 1940-70-е годы. Но мелкие компании уже давно вытеснили с рынка. В пригороде, в жилых массивах независимыми остаются разве что закусочные и кафе, хотя и их все больше вытесняют Макдональдсы и Старбаксы», - заключает он.

ТЦ – как курсы фотографии

«В Нижнем Новгороде, как мне представляется, сначала строят, а потом ищут арендаторов. Почему? Возможно, у нас не умеют считать деньги, правильно выстраивать бизнес», - полагает нижегородец. По мнению горожанина, такое обилие торговых центров в Нижнем Новгороде связано, в первую очередь, не с экономикой, а менталитетом. «Это своеобразная мода, как посещение курсов фотографии. Возьмите, к примеру, торговый центр «Шоколад». Там 70% площадей не заняты, всё закрыто. На все три этажа пять магазинов. В Америке такое невозможно», - считает Александр Иванов.

Вместе с тем, в Нижнем Новгороде реализованы очень интересные проекты. «Фантастика», «МЕГА» - это гипермаркеты вполне западного уровня, даже лучше. Мне очень нравится «Небо» - он даже круче, чем многие моллы в Нью-Йорке и даже в целом по США. Это новое, аккуратное, хорошо сделанное здание. По дизайну, архитектуре – ничем не хуже чем в Штатах», - отмечает он.

То, что в Нижнем Новгороде строят торговые центры, - это хорошо, подчёркивает Александр Иванов: у людей есть выбор. Другое дело – рынок такими объектами уже перенасыщен, нужно много работать, чтобы привлекать арендаторов и покупателей. «Возможно, в Нижнем Новгороде ситуацию ухудшил кризис. В глаза бросается пустота, отсутствие людей. Заезжаешь в «Индиго» - там пусто, - рассказывает горожанин. – На месте владельцев ТЦ я бы снижал арендную плату, чтобы хоть кого-то в них поселить».

В ТЕМУ: "В США сантехники - зажиточные люди". Нижегородец – о ЖКХ по-американски

Оцените работу журналиста: