Маршрут №1. Как повернуть Нижний Новгород лицом к людям

Вариантов много, но вот как их реализовать?
Туристический Нижний Новгород – это миф: гости города не знают, чем здесь можно заняться, на что полюбоваться, где потратить время и деньги. Одна из причин – отсутствие хорошего маршрута, от которого у приезжего захватит дух. А ведь такой маршрут существует. Но пока, к сожалению, только в виде идеи.
Архитектурное бюро DA

Почему к нам не едут туристы – тема острая и активно обсуждаемая нижегородцами. Ведь это парадокс: город с длинной историей, богатый красивыми домами и видами и другими отменными достопримечательностями – не вошел в десятку российских мегаполисов, популярных у интуристов.

А ведь ещё в 2005 году нижегородские архитекторы придумали проект, который, вполне вероятно, помог бы «оживить» город, сделать его удобным и интересным туристам. Этот проект под названием «Открытие города» представляет собой туристический маршрут, соединяющий два конца Нижнего Новгорода. Он был разработан проектным бюро DA и получил высокую оценку экспертов. Проект получил награду конкурса международного союза архитекторов «Идея для города-2», а также вышел в финал конкурса Всемирного конгресса архитектуры «Торжество городов-2».

Подробнее о проекте корреспонденту NN.RU рассказала директор DA Зоя Рюрикова. «25 лет назад Нижний Новгород перестал быть Горьким, но он по-прежнему остается закрытым. Одна из причин заключается в том, что нам не удается целостно воспринять всю красоту места, где мы живем. У нас есть – отрывочно – красивые места, здания и сооружения, видовые площадки и примечательные места, которые показывают город с наиболее выгодных позиций, но все - в разных местах. К ним бывает сложно подобраться, в том числе из-за пробок, и возникают трудности с тем, чтобы оставить поблизости машину. Создав туристско-развлекательный маршрут, мы нашли способ, как объединить эти объекты и решить ряд проблем», - считает архитектор.

В ТЕМУ: Город, который нам не принадлежит

Архитектурное бюро DA

Нижний Новгород, стоящий на двух реках, фактически «отвернут» от них: жители и гости города не имеют непосредственной связи с Волгой и Окой. «Мы считаем, что это можно и нужно менять. В своем проекте мы обозначили наиболее ценные для города архитектурные памятники: как с длиной историей, так и времен СССР и лучшие видовые площадки, которые расположены вдоль и над реками». По словам Зои Рюриковой, маршрут «увязывает» наиболее значимые архитектурные и природные достопримечательности города, а также аэропорт, железнодорожный вокзал, гостиницы, спортивные и зрелищные объекты. Первая часть начинается в заречной части города и знакомит туриста с памятниками советского уклада жизни. Вторая начинается в нагорной части и проходит мимо объектов старой патриархальной Руси.

«Начать маршрут предполагается у международного аэропорта, который в настоящее время реконструируется, и через памятники архитектуры периода СССР выехать на берег реки Оки, - рассказывает Зоя Рюрикова. - На берегу устраивается лодочная станция с автостоянкой, кафе и мотелем. С этой точки начинается внутригородское водное такси (зимой - катера на воздушных подушках)».

На противоположном высоком берегу реки Оки, по задумке архитектором, расположится первая станция монорельсовой дороги. Здесь уже есть горнолыжная трасса «Новинки» с отелем и всем необходимым для зимнего отдыха. «Монорельсовая дорога пролегает по живописным склонам Дятловых гор. Этот отрезок пути имеет массу панорамных видовых точек на заречную часть города, - говорится в описании проекта. - В маршрут включены всевозможные виды отдыха на воде: летом галечный пляж, лодочная станция, яхтклуб, центр дайвинга, зимой – горные лыжи, сноуборд, снегоходные маршруты, поездки по реке на катерах на воздушной подушке».

Владимир Лашманов/Facebook

Монорельсовая дорога заканчивается в парке «Швейцария», где туристам предлагают совершить прогулку верхом, вдоль берега реки, или на речном трамвайчике, канатной дороге пересечь Оку. Следующий пункт – Нижегородская ярмарка. «Здесь начинают своё путешествие туристы, приехавшие в город по железной дороге. Они увидят ярмарку, Ярмарочный собор», - добавляет Зоя Рюрикова.

Не исключено, что маршрут также может «захватывать» и остров Гребневские пески, к отдыху на котором не утихает интерес горожан. «Напротив острова предлагается создать атмосферу знаменитой восточнославянской ярмарки 1817-1917 годов: в то время этот участок реки был буквально «забит» баржами с зерном и другими товарами. А остров можно превратить в познавательно-развлекательный центр - музей «Восточно-славянская ярмарка», представляющий собой скопление старинных барж и устройством на них сцен, характеризующих быт того времени», - рассказывает архитектор.

Доехав до собора Александра Невского, туристы перемещаются на другой берег Волги (набережная - прекрасное место для проведения зрелищных массовых мероприятий: авиашоу, воспроизведения исторических баталий и так далее, - это как бы сцена огромного амфитеатра), следуют к Гребному каналу, мимо Печерского монастыря – к кремлю.

По мнению создателей проекта, перемещаясь по городу, туристы должны иметь возможность использовать различные виды транспорта, дублирующие друг друга в зависимости от времени года: монорельсовую трассу, канатную дорогу, водное такси, лошадей (по парку), трамвай (в Нижнем Новгороде был пущен первый трамвай в России), автотранспорт. К примеру, выйдя из аэропорта, сесть на модернизированный броневик, проехать мимо памятников советского авангарда, затем пересесть на речной трамвайчик, прокатиться вдоль волжских/окских берегов, выйти на улице Рождественской, подняться к Нижегородскому кремлю, а затем остановиться у канатной дороги.

Благодаря проекту, выполняется несколько ключевых для развития города задач: происходит «актуализация» береговых линий, культурное насыщение, «капитализация» этих мест, возвращаются пассажирские водные маршруты (сейчас все улицы перегружены транспортом, что мешает восприятию городской красоты). Одновременно решается несколько транспортных проблем: возрождение внутригородской водной транспортной сети, разгрузка автодорог и мостов, создание дополнительных мест хранения автомобилей. «Наш проект предполагает не пассивное созерцание, а активное участие в предложенной программе. Дополнительными точками притяжения туристов могут стать горнолыжные трассы на Сенной, благоустроенные береговые линии рек, Нижегородская ярмарка, площадь массовых мероприятий вне городской застройки», - добавляет Зоя Рюрикова.

Архитектор подчеркивает, что в настоящее время «Открытый город» - это скорее концепция, чем проект. Необходима конкретика, дальнейшая проработка. Очевидно, что воплощение маршрута предусматривает благоустройство территорий, через которые он проходит. «Береговая линия Оки и Волги, имеющая большую степень притягательности для населения, находится в запущенном состоянии, требует реконструкции, реновации, облагораживания, а также удобного к ней доступа», - добавляет Зоя Рюрикова. Соответственно, столь масштабные работы потребуют и многомиллионных трат. С другой стороны, можно с уверенностью заявить, что в многолетней перспективе эти вложения окупятся сторицей. В Санкт-Петербурге, Москве набережные и парки - самые популярные места, и у горожан, и у туристов. Это богатство, размер которого сложно выражается в рублях.

В ТЕМУ: Вечное уныние или вечный праздник. Какая судьба уготована Нижнему Новгороду?

Оцените работу журналиста: