Лицом к рекам. Будущее набережных Нижнего Новгорода

Город «отвернут» от водных дорог
Богатство Нижнего Новгорода – бескрайние просторы, которые открываются с его набережных. Настоящим подарком к 800-летию города могло бы стать благоустройство прибрежных территорий, которые сейчас находятся по большей части в довольно плачевном состоянии.
Нижне-Волжская набережная. ИРГ "НижегородгражданНИИпроект"

В январе на заседании комиссии Гордумы по развитию города, строительству и архитектуре главный архитектор Нижнего Новгорода изложил концепцию развития набережных Волги и Оки в Нижнем Новгороде. Виктор Быков, в частности, отметил, что это лицо города и в преддверии ЧМ-2018 и крупного юбилея города тема благоустройства набережных актуальна как никогда.

Предложения управления главного архитектора города опубликованы на сайте администрации Нижнего Новгорода. Согласно концепции развития набережных, прибрежные территории Волги и Оки (от метромоста до Казарменного переулка в Нижегородском районе, от Канавинского моста до Нижегородского цирка в Канавинском районе) превращаются в единое общественное пространство, зону «набережных, прогулок, озелененных террас».

В ТЕМУ: Дело "о синем заборе" на Нижневолжской набережной уперлось в причальную стенку

Площадь Маркина. Управление главного архитектора Нижнего Новгорода

Зона, граничащая с набережными, - это многофункциональная застройка (общественные пространства, площади), привлекательное для горожан место с различными видами активностей. Территорию от Канавинского моста до Рыбного переулка планируется превратить в «многослойную» функциональную систему, частично использовав конструкции незавершенного торгового центра на Нижне-Волжской набережной. Первый уровень – река, причалы, водная сцена. Второй уровень – нижняя набережная: прогулочная зона, музей народного творчества, кафетерий, парковки, камеры хранения. Третий (промежуточный) уровень – лестницы, амфитеатры. Четвертый уровень – верхняя набережная, променад, озелененная пешеходная зона с аллеей. К 2018 году на Стрелке вырастет футбольный стадион, а портовая территория превратится в озелененную прогулочную зону. Гребной канал, традиционно, рассматривается как обширная спортивная территория.

Благоустройство пространств в районе городских центров и подцентров: Нижне-Волжской набережной, Стрелки, Мещеры, Нижегородской ярмарки, - создание непрерывных пешеходных зон откроет горожанам доступ к рекам и станет одним из стимулов к развитию речного транспорта. В проекте город имеет несколько причалов: два – в районе порта, два – у Речного вокзала, по одному – на острове Гребневские пески и Гребном канале.

Улица Добролюбова. Управление главного архитектора Нижнего Новгорода

В перспективе Нижне-Волжская набережная, большая часть которой в настоящее время скрыта синим забором и обезображена стройкой, станет популярным местом отдыха горожан. Её «преображение» включает несколько этапов - не только комплексное благоустройство самой набережной, но и прилегающих пространств: площади Народного единства, создание Зачатской башни Нижегородского кремля, реновацию улиц Рождественской, Ильинской, Почтового съезда, а также преобразование и благоустройство Благовещенской площади (с транспортной развязкой на правобережном подходе Канавинского моста, подземным переходом и фуникулером). Особое внимание в концепции уделяется изменению исторической территории «Торжище Балчуг» (улица Почаинская), которая превратилась из промышленной площадки в творческую. Здесь проводятся фестивали, праздники, молодежные мероприятия.

Сам город должен вернуть статус крупного транспортного узла: «Нижний Новгород – крупный речной порт, стоящий на слиянии двух великих рек. Недаром именно в нем появилась Нижегородская ярмарка, к которой вели крупнейшие международные водные пути. И сегодня это крупное звено российских и международных транспортных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад». Одним из стимулов к этому станет избавление Нижне-Волжской набережной от строительного забора (прекращение многолетних разбирательств между региональным управлением Росимущества и застройщиком, восстановление причальной стенки Речного вокзала и так далее). Нижне-Волжская набережная, которая сохранила большую часть исторических зданий, уникальных региональных, федеральных памятников, приобретет совершенно новый вид.

Кстати, депутаты, присутствовавшие на заседании профильной комиссии, согласились с мнением архитектора, предположив, что для превращения концепций в планы потребуется областное и федеральное финансирование. Участники Гордумы также обратили внимание, что в настоящее время градостроительные полномочия переданы областному правительству и было бы неплохо их вернуть.

В ТЕМУ: Подземный ТЦ на площади Маркина, "воздушный" трамвай и другие чудеса Нижне-Волжской набережной

Оцените работу журналиста: