Двадцать Нижних в одном. В чем секрет процветания Шанхая

За пять лет город прирастет ещё двумя Нижними
Китайский опыт планирования и строительства городов – один из самых любопытных. Особое место на карте Страны восходящего солнца занимает Шанхай – город, население которого составляет 24 млн человек, что в 20 раз больше, чем в Нижнем Новгороде.
Деловой центр Шанхая. Фото: Ricky Qi/wikimedia.org

Кто выше в домах, тот и прав

В 1990-е годы в Шанхае была создана свободная экономическая зона. Товары, произведенные в ней, можно было импортировать без пошлины, что очень понравилось инвесторам, в том числе иностранным. Так город получил мощный стимул для развития. Чем он живет и как развивается сегодня; как Шанхаю удается приносить стране большие деньги и все больше расти день ото дня, рассказал заместитель директора муниципального департамента градостроительства Шанхая Цзян Шуцзе. Представитель города-гиганта выступил с докладом на международном форуме уникального и высотного строительства Form 100+ Russia, который прошел в конце сентября в Екатеринбурге.

Шанхай – город с населением 24 млн человек, площадью 6300 кв. км, расположенный в дельте реки Янцзы на востоке Китая. Один из крупнейших городов и морских портов республики. За последние годы в Шанхае произошли исторические изменения. В 2014 году ВВП города составил 22, 36 трлн юаней (около 223 трлн рублей), бюджетные доходы – 458 млрд юаней (около 4,58 трлн рублей). Участие третичного сектора - сферы услуг - в ВВП города составляет 64%.

Чиновник говорил о Шанхае отчасти как о крупном бизнесе, гигантской компании, услугами которой пользуются миллионы человек и организаций. Цзян Шуцзе отметил, что высотное строительство является одним из важнейших элементов в облике города. Это очевидно: в Китае вопросы обеспечения быстро растущего населения жильем решаются за счет высоток. «Скорость строительства зданий – это важный фактор в точки зрения конкурентоспособности города, поэтому и на федеральном, и на муниципальном уровне ему уделяется все больше внимания», - отметил он. В настоящее время в Шанхае около 1600 зданий высотой более 100 метров. Сейчас строится новый небоскреб, высота которого составит 620 метров. «Быстрое экономическое развитие Шанхая привлекает большое количество новых жителей. Ежегодно на постоянное жительство в город приезжает 300 тысяч человек. Количество мигрантов составляет 5 млн человек. Плотность населения – 3809 человек на 1 кв.км», - уточнил Цзян Шузце.

По мнению представителя города, быстрое развитие Шанхай связано с повышением комплексной конкурентоспособности. Её основа – улучшение и совершенствование функциональности города, удобства и безопасности для жителей и приезжих. «Вот почему в последние годы Шанхай активно совершенствует городскую инфраструктуру, - пояснил он. - В начале XXI века, в особенности после международной выставки ЭКСПО, которая прошла в Шанхае в 2010 году, у города появилась возможность усилить свою ключевую роль, повысить свою функциональность, усилить степень включенности в транспортные сети страны».

Пудун - престижный район Шанхая. Фото: CC BY 2.0/wikimedia.org

Тысячи автомобильных километров

Благодаря высокоэффективным инвестициям и быстрому строительству, Шанхай стал развиваться опережающими темпами. Так, в городе ведется строительство мультимодальных транспортных узлов. В 2010 году появился транспортный узел, соединивший гражданскую авиацию, железную дорогу, метро, автобан, автобусное и таксомоторное движение. Ежедневный пассажиропоток объекта - 1,1 млн человек. Особое внимание власти города уделяют междугородних транспортных путей.

В настоящее время протяженность городских автомагистралей Шанхая составляет 17 тысяч км, из них обычных автодорог – 12 тысяч км, автобанов – 850 км. Структура дорожной сети – три кольца и десять радиусов. Средняя скорость движения в рабочие дни – 45 км/ч. По протяженности рельсовых путей Шанхай занимает одно из первых мест в мире (578 км, пассажиропоток железной дороги в 2014 году – 91 млн человек. В городе два аэропорта (пассажиропоток – 89 млн человек в год), крупный морской порт (Шанхай ежегодно принимает 1,2 млн человек и 269 океанских лайнеров).

По словам Цзяна Шуцзе, столь крупный город имеет обширную коммунальную инфраструктуру. Так, протяженность водопроводных труб составляет 35 тысяч км (десять расстояний от Москвы до Мадрида), город потребляет 35 млн кубометров воды в год (объем Нижегородского водохранилища – 8,71 млрд кубометров). Источником энергии является природный и угольный газ (энергопотребление города – 137 млрд кВт в час). В Шанхае 17 млн пользователей интернета, степень покрытия сетью – 71%. Мобильной связью пользуются 32 млн человек, или 136% постоянно проживающего населения.

CC BY-SA 3.0/wikimedia.org

Болезни больших городов

Как у многих крупных городов мира, у Шанхая имеется немало серьезных проблем, которые могут затруднить его развитие. В числе них заместитель директора муниципального департамента градостроительства Шанхая назвал дорожные заторы, безопасность городской инфраструктуры, загрязнение окружающей среды (ежедневно в городе производится около 20 тысяч тонн бытовых отходов) и нехватку зелени.

Особо китайский чиновник выделил проблему перенаселенности уже сейчас. В настоящее время общая площадь жилищного фонда Шанхая составляет 1,1 млрд кв.м., на одного городского жителя приходится 17 кв.м. метров жилплощади. «В 2014 году количество постоянно проживающих в Шанхае горожан составило 24 млн человек. К 2020 году население вырастет на 2 млн человек (из них 16% - коренное население), - отметил Цзян Шуцзе. - Общая поверхность суши в Шанхае – 6700 кв.км., и около 64% этой площади застроены. Этот показатель достигает критической величины».

По мнению чиновника, первостепенным в развитии города является устранение указанных недостатков, а также повышение интегрированности города и села, внедрение новых интеллектуальных систем управления городом.

Отвечая на вопрос корреспондента NN.RU о том, что является приоритетным в развитии города: строительство жилья или инфраструктуры (в первую очередь, дорог), Цзян Шуцзе рассказал, что ещё на этапе планирования здания должна рассчитываться коммунальная, информационная инфраструктура. «У нас на этапе планирования высотных зданий требуется учитывать инфраструктурные условия. Главное, чтобы в момент сдачи зданий инфраструктура была готова. Это официальное требование». Коллега Цзяна Шуцзе, начальник управления городской и сельской архитектуры города Харбина Ван Хунсинь также добавил, что в его городе на участке в 10 тысяч кв.м. действует принцип трех третей: одна отводится под здание, одна – под озеленение, одна – под парковочные места. «Если это жилое здание, то парковочные места обеспечиваются из расчета одно место на квартиру, если коммерческое, нежилое, - то 100-200 кв.м. на одно парковочное место. Это не документ, а рекомендация», - пояснил он.

Для сравнения. Нижегородская область в цифрах

По данным на 2013 год, численность населения Нижнего Новгорода составляет 1,25 млн человек, Нижегородской области – 2,37 млн человек (по данным на 1 января 2015 года). Общая площадь территории региона составляет 75,6 тысяч кв.км. В 2015 году валовой региональный продукт региона запланирован на уровне 1 трлн рублей. Общая площадь жилищного фонда в Нижегородской области - 82,5 млн. кв.м. В 2010 году энергопотребление в Нижегородской области составило 22,2 млрд кВт/ч. Общая протяженность автомобильных путей, по данным на 2013 год, - 27,5 тысяч км. Общая протяженность путей Горьковской железной дороги – более 12 тысяч км. Пассажиропоток международного аэропорта «Нижний Новгород» в первом квартале 2015 года - 156 тысяч человек.

В ТЕМУ: Индекс небоскреба. Новая высотка – предвестник кризиса?

Оцените работу журналиста: